Муниципальное бюджетное учреждение
Комбинат специализированного обслуживания г. Уфы
Круглосуточный номер
+7 (347) 216-16-00

На Сергиевском кладбище Уфы обновили памятник первому летчику Башкирии

На Сергиевском мемориальном кладбище Уфы установили новый памятник первому летчику Башкирии, первому начальнику Уфимского аэроклуба Галею Ишмурзину, трагически погибшему в августе 1942 года и похороненному рядом с воинами, скончавшимися от ран в уфимских госпиталях.

С течением времени место захоронения летчика оказалось в плачевном состоянии, и за помощью в его восстановлении к руководству республики обратился сын Галея Мухаметзяновича Марат Ишмурзин, которому сейчас уже 82 года. Финансовую помощь оказала администрация Аургазинского района, откуда первый летчик Башкортостана родом.

Силами МБУ «Комбинат специализированного обслуживания г.Уфы» в короткий срок был изготовлен памятник из черного гранита и установлен взамен пришедшего в негодность надгробья на могиле Галея Ишмурзина. Одновременно приведено в порядок и облагорожено место захоронения заслуженного человека, так много сделавшего для подготовки кадров для авиации страны. Сын летчика выразил благодарность Комбинату спецобслуживания и всем, кто принял участие в восстановлении памятника и  увековечении памяти его легендарного отца.

Галей (Галемьян) Мухаметзянович (Мухамедьянович) Ишмурзин родился 15 марта 1903 года в деревне Мурадымово ныне Аургазинского района Башкирии. В 1920 году семнадцатилетним юношей он добровольно вступил в ряды Красной Армии, воевал в составе стрелковой бригады РККА. Впоследствии окончил курсы красных командиров в Баку и Тифлисе, военно-теоретическую школу летчиков в Борисоглебске, школу летчиков в Оренбурге. В 1934 году Галей Ишмурзин был направлен в Башкирию для организации в подразделениях Осоавиахима массовой подготовки летчиков. Тогда же его назначили начальником Уфимского аэроклуба.

По свидетельству сослуживцев, до приезда Галея Ишмурзина в Уфу аэродром «Забельский» представлял собой пустырь, аэроклуб размещался в старой церкви. Не было летчиков и техников, которые могли бы заниматься обучением курсантов, отсутствовали учебные самолеты.  Создавать материальную базу практически с нуля и решать кадровые вопросы предстояло новому руководителю. Став начальником отдела авиации при Центральном совете Осоавиахима Башкирской АССР,  Галей Ишмурзин отвечал за работу своего подразделения уже в масштабе всей республики: его служебный самолет У-2 знали в разных частях Башкирии.

Была в биографии Ишмурзина и черная страница: в 1937 году по ложному обвинению он был арестован, но вскоре оправдан и восстановлен в партии и на работе.

В газете «Красная Башкирия» от 18 августа 1939 года приводились такие данные: выпуск пилотов за три года работы Галея Ишмурзина возрос в 15 раз, самолетный парк увеличился в 26 раз, а общее количество прыжков с парашютом превысило тысячу в год. В годы Великой Отечественной войны мужественно сражались с фашистами сотни воспитанников башкирских аэроклубов: 14 из них стали Героями Советского Союза, а прославленный летчик Муса Гареев удостоился этого звания дважды.

В 1942 году Галею Ишмурзину было присвоено звание майора. В этом же году (по имеющимся данным 14 августа 1942-го) он погиб во время испытательного полета под Стерлитамаком в возрасте 39 лет. Как потом говорила сыну супруга летчика, самолет потерял управление и врезался в землю в результате диверсии.

На малой родине первого летчика республики чтят его память. Его имя носит Мурадымовская средняя школа, в селе установлен его бюст. Улица летчика Ишмурзина есть в Уфе и в селе Толбазы.

Информация о славном летчике будет представлена на сайте  www.pomnim.me, созданном три года назад по инициативе Комбината специализированного обслуживания г. Уфы.

МБУ КСО.